ЭКСПЕДИЦИИСТРОЙКА-501. Дневник экспедицииОСТРОВ ВАЙГАЧ. Дневник экспедицииНеизвестный Ямал. Побережье ЛукоморьяТаймырское кольцо
К северу от Константинова камня
Экспедиция на о. Добржанского
К истокам сибирских рек
К истокам сибирских рек-2
Автопробег по зимникам двух округов ЯНАО, ХМАО
У кочевых оленеводов Крайнего Севера
Надымское городище
Священное озеро Нум-То
Через Мыс Жертвы к "Надымскому бару"
Лукоморье. река Надым
Экспедиция на собачьей упряжке к Священному озеру Нум-То
На байдарках по маршруту Стройки -501
Автопробег по зимникам двух округов ЯНАО, ХМАО
Краеведческий автопробег по зимникам двух округов "Северный путь".

 
 
Автопробег по зимникам «Северный путь», посвященный 
80 – летию образованию Ямало – Ненецкого автономного округа.

 
    Когда мы разрабатывали для своего автопробега маршрут по зимникам двух округов «Северный путь», не предполагали, что он окажется вскоре популярным среди экстремалов. По данному пути за полтора года прошла не одна команда на внедорожниках, но обо всем по порядку:
 
 
Внимание!!! Данный маршрут является опасным. Не рекомендуем его повторять без соответствующей подготовки и знаний. 
 
 
     19 января 2010 года в 4 часа утра из города Надыма на автомобиле ВАЗ-21099 – стартовал автопробег по зимникам двух северных округов – ЯНАО, ХМАО (Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ). 
 
 
В состав автопробега вошли три участника команды «Северный путь» п. Пангоды и г. Надым: Сергей Осипенко, Игорь Шароватов и Игорь Кузнецов.
 
     Цель экспедиции:  ознакомление с отдаленными и труднодоступными поселениями Крайнего Севера, посещение краеведческих музеев и конечно испытание своих сил по зимникам Крайнего Севера именно на неполноприводной машине Российского автопрома, такого класса, как – ВАЗ21099.  Автопробег проходил без участия спонсоров, только на личные средства участников.



Маршрут автопробега: 
 

Надым – Аксарка — Салехард — Лабытнанги — Катравож — Шурышкары — Мужи – Азовы – Горки — Теги – Пугоры – Березово — Игрим – Перегребное – Большой Камень — Приобье—Нягань—Ханты-Мансийск—Нефтеюганск – Муравленко – Губкинский – Пуровск — Тарко-Сале – Новый Уренгой – Пангоды —  Надым.




























Первый участок, который предстояло преодолеть – это зимник от г.Надым до с. Аксарка. Яркий свет автомобильных фар пронзал темное пространство полярной ночи, шел мелкий снег… 


Фото 1. Полярной ночью на зимнике Надым-Салехард.
 
Дорога местами пересекает заброшенное железнодорожное полотно стройки №501, местами отходит от него на несколько километров. Нередко можно увидеть заснеженные полуразрушенные деревянные мосты. На 28-километре около дороги стоит огромный железный мост 50-х годов прошлого века через реку Пензеръяха. С эти местом у местных оленеводов-ненцев связано много интересных случаев. Они рассказывают, что там необходимо обязательно остановиться и что-нибудь оставить, иначе глохнут двигатели снегоходов, олени неожиданно останавливаются и не идут дальше. Не раз мы слышали рассказы ненцев про женщину в белой ягушке, которая появляется в этих местах, зовет за собой и тот, кто ее встречал, погибал или сильно заболевал. Ненцы рассказывали случай, когда эта ненка в белой зимней одежде появлялась на нартах, идущей упряжки и потом те, кто сидели рядом умирали… Мы остановились, посмотрели на мост, на замерзшую реку, вокруг тишина…только мелкий снег плавно появлялся сверху, из темноты, будто из ниоткуда и падал на заснеженную землю.  Через 40 км от Надыма мы остановились – по дороге ходили олени… Один из крупных самцов с огромными рогами подошел вплотную к автомобилю и в упор, через лобовое стекло внимательно посмотрел на нас. Олени привыкли, что здесь постоянно ездят машины и уже не боятся шума.


Фото 2. Олени на дороге.
 
     Мы подождали, пока несколько оленей перейдут дорогу и продолжили свой путь. Зимник от Надыма до Аксарки проходит рядом с заброшенной железной дорогой 501-й стройки, экспедиция по которой у нас была прошлой осенью. На пути очень много спусков и подъемов в связи огромным количеством рек и проток, берега которых встречаются достаточно высокие. При переезде тундровых участков местами попадались снежные переметы и причины их возникновения за короткое время понятны: в тундре (на десять километров не видно лесных участков, а только одиноко-стоящие невысокие березки и елки, открытое пространство до самого горизонта) постоянно дует ветер, что переносит массы снега с места на место даже небольшой поземкой. 
     Когда начало рассветать мы доехали до верховьев реки Ярудей. Около дороги стоит база организаций, работники которых обслуживают зимник. Тракторы, машины и гусеничные вездеходы стоят рядами, изредка из барака в барак проходит один-два человека – раннее утро, многие спят перед трудовыми буднями. Около одной из машин стоял водитель, раздетый по пояс и обтирался снегом, на улице: минус 30 градусов. Такие сюжеты в нашей местности не редкость. 
      Недоезжая до Аксарки встретили ненцев на снегоходах, остановились, поговорили, спросили про дальнейший путь. Они живут в Белоярске, ехали со стойбища, рассказали нам, что впереди будет сложный открытый, обледеневший участок трассы. В тундре часто встречаются люди и обмениваются рассказами о пути, поэтому даже за триста километров отсюда ненцы могут знать состояние кочевого пути, была метель или нет, когда была и насколько сильная. Нам потребовалось двенадцать часов, чтобы добраться до Аксарки. Перед поселком ровная дорога обледенела и около восьми километров  пришлось постоянно выходить из машины и помогать шлифующим колесам, из-под которых летели мелкие осколки льда.  
     Мимо нас в другую сторону проехал снегоход (видимо на стойбище): за рулем ненка, сзади снегохода прицеплены нарты, на которых сидели двое ребятишек.
     Село Аксарка стоит на высоком месте, постоянно продуваемом ветрами. Упоминание об этом поселении относится к концу девятнадцатого века. В начале 30-х годов ХХ века начали строить дома ссыльные, позже репрессированные, которые изначально жили в землянках. Все село расположено на семи холмах и поэтому, постройки разбросаны неравномерно. С 1940 года Аксарка – это центр Приуральского района, в котором есть двух и трехэтажные дома, спортивный комплекс.


Фото 3. Аксарка.
 
Заправили автомобиль и поехали дальше, начиналась метель. От Аксарки  до Салехарда хорошая асфальтовая дорога в 59 км, по которой после зимника ехать довольно приятно. Вот уж действительно: все познается в сравнении. Позади остался первый зимник, который мы прошли, впереди еще предстояло проехать по зимнику от Лабытнаног на юг, в Ханты-Мансийский округ.


Фото 4. Асфальтовая дорога от Аксарки до Салехарда. Начинается метель.
 
 До столицы Ямало-Ненецкого округа мы добрались быстро. В городе нас тепло встретили работники Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского, телевидения ЯМАЛ — Регион. В Салехарде (в переводе с ненецкого – город на мысу) была остановка на один день. Значительную часть времени провели в библиотеке музея, просматривали книги с описанием маршрутов путешественников по нашему округу в прошлые века. Чем больше знакомимся с историей родного края, тем больше открывается интересного… В соответствии с историческими данными мы наметили новые маршруты, которые предстоит проработать для воплощения. В конференцзале МВК провели встречу с работниками культуры и студентами Ямальского полярного агроэкономического техникума по теме нашей экспедиции «ГУЛАГ. Стройка №501», показали фото и видеоматериалы.


Фото 5. У входа в музейно-выставочный комплекс им. Шемановского. Игорь Шароватов.

Город Салехард находится на Полярном круге, о чем свидетельствует установленный памятный знак. Днем его поверхность блестит синим цветом от лучей солнца, а ночью включается внутри подсветка и вся конструкция переливается разноцветием, напоминающим северное сияние.


Фото 6. Памятный знак на Полярном круге. Игорь Кузнецов.
 
Естественно есть смысл остановиться на кратком описании музейно-выставочного комплекса, по которому для нас провели экскурсию: при входе огромный зал, посередине которого установлены скелеты мамонта и шерстистого носорога, ранее обитавших в наших краях (Фото 7,8), на плазменной панели идет фильм о жизни мамонтов.


Фото 7. В центральном зале МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 8. Скелет шерстистого носорога. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.

В зале также хранится копия мамонтенка Любы, которого нашел на полуострове Ямал  в верхнем течении реки Юрибей оленевод Юрий Худи в 2007 году.


Фото 9. Мамонтенок Люба. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.
 
В музее много отдельных залов с экспозициями, которые посвящены жизни в округе, фотовыставки, макет Обдорского острога (ранее г.Салехард назывался Обдорск), который установили казаки по приезду в этот край.


Фото 10. Макет Обдорского Острога. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.

Большая часть представленных экспонатов посвящена коренным жителям Крайнего Севера. Примечательно то, что эти экспонаты не являются предметами, ушедшими из обихода. До сих пор ненецкие пояса, одежда, женские сумочки не претерпели изменений. Дрель, с помощью которой сверлят отверстия (при изготовлении нарт и прочих предметов) до сих пор можно встретить в качестве рабочего инструмента. Когда мы были у оленеводов из Яр-Сале, то именно таким инструментом делают отверстия. Объясняется это надежностью конструкции и неприхотливостью: не требуется электричества, которого нет у кочевых народов в тундре, не ржавеет (как современный металлический аналог) и при поломке не требует замены шестеренок (которых в тундре тоже нет), ремонтируется подручными средствами. 


Фото 11. Ненецкий мужской пояс. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 12. Зимняя ненецкая одежда. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 13. Чум в одном из залов музея. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 14. Сундук в чуме. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 15. Летнее покрытие чума из бересты. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 16. Женские ненецкие сумочки. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 17. Котел для приготовления пищи в чуме. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.


Фото 18. Ручная дрель. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.
Ранее летние чумы покрывались сшитой берестой, теперь оленеводы используют более практичный брезент. Зимний чум, как и в древние времена покрыт оленьими шкурами… В хранилищах музея четко распределены по ящикам и стеллажам экспонаты  будущих выставок – это археологические находки города Мангазея семнадцатого века, который был на берегу р.Таз, Усть-Полуя, Надымского городища и многое другое. Чтобы осмотреть все собранные экспонаты требуется не один день, не два и не три. В фондах библиотеки хранится большое количество книг не только современных, но и редких изданий прошлых веков.   Несомненно огромная заслуга уникальных собраний И. С Шемановского, чья просветительская деятельность  дала будущее музейному комплексу, которое уже поддерживают и развивают наши современники.


Фото 19. Бюст И. С. Шемановского. МВК им. И. С. Шемановского. г. Салехард.
 
О собраниях Салехардского музея можно много рассказывать, но оставим это на будущее и вернемся к автопробегу. Вечером наш путь продолжился в сторону Лабытнаног. По дороге от Салехарда стоит памятник строителям стройки №501, на берегу Оби возвышается огромный мамонт. Глядя на этот заснеженный памятник, невольно представляются  животные, что когда-то в большом количестве населяли эти места. Уже смеркалось, когда мы переезжали огромную сибирскую реку к КПП Лабытнаног (Лабыт-Нанк – в переводе с языка ханты означает “Семь лиственниц”, поселок основан в 1868 году) подъехали в темноте. Дальше нам предстояло ехать по зимнику вдоль Оби мимо старых поселков Шурышкарского района Ямало-Ненецкого округа и конечно следующей ключевой точкой автопробега должен быть музей в Березово Ханты-Мансийского автономного округа.


Фото 20. Паровоз стройки №501.


Фото 21. Памятник мамонту на берегу Оби.


Фото 22. КПП Лабытнаног.
 
 Места на Крайнем Севере так или иначе связаны между собой общей историей и событиями. Березово и Салехард – это ключевые поселения, через которые проходил ход кочей в Мангазею через Обскую губу в реку Таз. Многие поселения были отмечены на картах чертежной книги Сибири, составленной Семеном Ремезовым в 1701 году.


Фото 23. Чертежная книга Сибири С. Ремезова 1701 г. Титульный лист.


Фото 24. Фрагмент карты из Чертежной книги Сибири С. Ремезова 1701 г.
 
    На карте (Фото 24) справа можно найти местность, которую мы уже проехали в ходе автопробега – это область между рекой Надым и рекой Полуй, Обдорск (Салехард), переезд через р.Обь на Запад. Если посмотреть на современную карту, то мы выехали из Надымского района, пересекли Приуральский район и двигались по Шурышкарскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. Интересно смотреть на старую карту и угадывать в ней территории с современным административным разделением муниципальных образований. 

    Следующую ночь мы провели в пути вдоль Оби по направлению на юг, к селу Мужи. Дорога от Лабытнаног до Мужи была разбита, видимо впереди прошла не одна большегрузная машина. К ночи стало холодать и разбитые снежные колеи подмерзли, кроме этого: за день до нашего отъезда из Салехарда прошла большая метель и переметов было не избежать. Одновременно с нами из Лабытнаног выехал бортовой Урал, за рулем которого был Евгений – житель с. Мужи. По нашей просьбе он сопровождал нас до села. Три раза он перетаскивал нас через несколькокилометровые снежные переметы, остальные мы просто перелетали на скорости, снимая все на видеокамеру. Радует, что на зимних трассах и сегодня встречаются открытые и отзывчивые люди, для которых взаимовыручка – норма жизни. Переезд по этому зимнику оказался намного сложнее, чем на участке Надым – Салехард, не раз приходилось откапывать машину лопатами. На этом участке пути с нами произошел интересный случай: Евгений предупредил, что впереди, справа от трассы будет святое место «Лысая гора», около которого надо обязательно остановиться. По незнанию местности в кромешной темноте мы проехали это место мимо… и буквально через несколько минут в машине запахло паленым, дым быстро окутал внутри весь салон нашей машины. Сергей (водитель и руководитель пробега) сориентировался очень быстро, схватил огнетушитель, выбежал из машины и открыл капот…дым валил… Мы с Игорем прихватили бутылки с водой и вместе тушили двигатель. Пар от тушения водой окутывал всю машину и схватывался на поверхности автомобиля тонкой наледью (Фото 25). 


Фото 25.  Пар от тушения водой окутывал всю машину и схватывался на поверхности автомобиля тонкой наледью.
 
Справились быстро, но что же произошло? Вакуумный шланг, который идет на инжектор, попал на коллектор, загорелся и прогорел. Как он туда попал, для нас это осталось загадкой, ведь машина готовилась серьёзно. Запасного шланга, конечно под рукой не оказалось, но оказалась китайская прозрачная ручка. Соединив ей концы шланга, машина вновь стала готова продолжать автопробег. Около нас остановился Урал, Евгений вышел из кабины: «Ну вы, ребята и просквозили! Вот видите, проехали мимо Святого места… сразу поломка…». На Севере много таких мест и как не было бы странно, но действительно часто происходят подобные случаи с поломками транспорта.

Ночью мы проехали мимо села Шурышкары. Это названия легко можно найти на картах Ремезова, также как и название поселения — Войкары. В 1993 году городок Усть-Войкары (о котором упоминается еще в 16 веке) был обследован разведочной группой Ямальской археологической экспедиции в составе Н.В. Федоровой и Е.И. Кочегова. За годы раскопок археологи собрали большое количество артефактов, исследовали несколько жилых построек. В округе много старых мест, одно из таких –Усть-Полуй, которое находится прямо на окраине Салехарда. Раскопки Усть-Полуя проходили в начале 30-х годов, потом продолжились в 90-х. До сих пор археологи находят все новые и новые свидетельства жизни людей на северной земле…


Фото 26. Фрагмент карты из Чертежной книги Сибири С. Ремезова 1701 г.
 
На территории МО Шурышкарское в ходе археологических работ обнаружены древние памятники, названные Белая гора, Черная гора, Городище – Шурышкарский сор 1.( Мужи - с языка ханты означает: «живун», «родник», «незамерзающая вода». Вблизи Мужей есть озеро, в котором рыба может перезимовать, так как, со слов хантов, вода подо льдом остаётся живой. Сейчас Мужи – современное село, а ранее здесь были древние поселения. По словам археологов: первые люди пришли на эти места в 1-ом тысячелетии до нашей эры.) В село мы въехали поздно ночью и только вышли из машины, как в небе яркими вспышками разорвались фейерверки. Вот уж чего не ожидали! «Сегодня здесь свадьба», — пояснил Евгений.
Мы поблагодарили Евгения за помощь и двинулись дальше, зимник впереди лучше, ровнее. Летом, четыреста лет тому назад по Оби в этих местах шли деревянные кочи промышленников в Мангазею, поэтому история поселков неразрывно связана с теми событиями. Ранее Мужи относилось к Березовскому уезду Тобольской губернии, теперь к Шурышкарскому району Ямало-Ненецкого автономного округа. Ночью мы проехали село Азовы (с языка ханты: «устье реки») и повернули к с.Горки, которое находится чуть больше двухсот километров южнее Салехарда. Горки основаны в 1931 году спецпереселенцами с Поволжья, немцами и калмыками. В горках жил хантыйский поэт и переводчик Микуль Шульгин, член союза писателей СССР.

Вот он – северный олень,
Белый, словно снег.
Пусть сугробы до колен,
Лёгок его бег.
Я сожму в руках хорей,
Только кину взгляд,
Только лихо крикну: “ Эй! ”–
Всё скорее и скорей
Нарты полетят
Среди снежной кутерьмы
В тундре голубой,
Сквозь дыхание зимы –
Солнечной стрелой!..
Друг мой – северный олень,
Белый, словно снег.
Он в сугробах до колен
Не убавит бег.
                                      1960 М. Шульгин
 
    Проехав какое то расстояние, мы вспомнили, что Евгений говорил нам еще об одном святом месте, но как он отметил, мы его не найдем – ночь… – «просто не увидите» — сказал он. Время было позднее, глубокая ночь. Мы решили остановиться, открыть термос, заправленный чаем со смородиновым листом и шиповником. Но когда я вышел из машины, то был поражен увиденным… Напротив машины с правой стороны зимника – стоит дерево и всё оно все в  разноцветных ленточках.  «Во как! Остановились точно»! – сказал Игорь! Оставив у дерева конфет, сфотографировали и поехали дальше. Проехав несколько метров, с левой стороны зимника мы увидели маленький чум. Сомнений не было – это и было то святое место, про которое говорил нам Евгений.
Далее были поселения Теги, Пугоры и в 11 часов 23 января наша команда сделала остановку в Березово, посетили музей и знаменитый сквер. Именно в Березово установлен памятник российскому государственному и военному деятелю, сподвижнику Петра Великого — князю А.Д. Меньшикову, который был сослан со своей семьей в этот сибирский поселок. С этого поселения начинался великий Северный Мангазейский путь. 


Фото 27. Карта пути из Березово в Мангазею.



Вдоль реки стоит много деревянных рубленных домов, катера ждут навигации, в загонах ходят лошади. Жизнь здесь заметно отличается от более северных поселений. Примечательно, что здесь летает огромное количество сорок, они везде снуют и придают некоторую особенность. Периодически встречаются небольшие стожки и коровы. 

Фото 28. Остов судна на берегу Оби. Березово.




Фото 29. Берег р. Обь.



Фото 30. Коровы в Березово.

 

Фото 31. Храм в Березово.
 

Березово, как крепость основано казаками по «Указу» царя Федора Иоановича в начале  1593 года. Наиболее интересными и значимыми из памятников является каменная церковь Рождества Богородицы, поставленная в конце 18 века на месте храма, в которой служил службу сподвижник Петра 1 — А.Д.Меньшиков. В настоящее время это действующий храм.


Князю Александру Даниловичу Меньшикову в сквере установлен памятник. В Березово мы посетели музей, по которому нам провели экскурсию. Поселок буквально пронизан историей насквозь, многие события здесь происходили: во временах жизни казаков, которые пришли вместе с Ермаком, во времена заключенных острога, который был построен по указу Петра I, восстания народа ханты и многое другое…

 
Фото 32. Памятник А. Д. Меньшикову.

Фото 33. 
Надпись у памятника А. Д. Меньшикову.

 

Фото 34.
Надпись у памятника А. Д. Меньшикову.

 

Фото 35. 
Надпись у памятника А. Д. Меньшикову.

 

Фото 36. 
Надпись у памятника А. Д. Меньшикову.

 

Итак, мы добрались до места, откуда начинался промышленный путь в Златокипящую Мангазею — город на реке Таз, откуда поставлялась пушнина и другие товары северного промысла.


Фото 37.  Памятная доска у входа в музей.


Фото 38. Символический ключ от града Березов.


Фото 39. Шаманские бубны. Музей в Березово.


Фото 40. Аммониты. Музей в Березово.

Фото 41. 
Воин Югры 16 века. Реконструкция. Музей в Березово.


Фото 42. Реконструкция древнего жилища местных жителей. Музей в Березово.


Фото 43. Фрагмент макета града Березово.


Фото 44. Куропатка. Экспозиция в музее Березово.

Фото 45. Сани. Музей в Березово.


Фото 46. В музее Березово. Сергей Осипенко.


Фото 47. Около сквера в Березово. Игорь Шароватов, Сергей Осипенко.


Фото 48. 
Портреты семьи Меньшикова. Музей Березово.


Фото 49. Экспозиция, посвященная нефтедобыче. Музей Березово.
 
При входе в музей Березово огромная экспозиция, посвященная нефтедобыче в этом крае. С нее начинается краеведческий музей. К сожалению в музее нет полноценной экспозиции о промышленном ходе Березово - Мангазея в начале 17 века. Именно эта часть истории Березово нас интересовала, но увы...


Фото 50. Картина строительства града Березов.
 
 Мы еще раз посмотрели на поселок, с которым связана история не только этой местности, но и России, проехали мимо сквера и продолжили путь.


Фото 51. Дорога из Березово.
 
Следующим населенным пунктом был весь заснеженный Игрим, мороз крепчал...


Фото 52. Игрим.
 
Проехав Перегребное, мы целенаправленно свернули с трассы и проехали до п. Большой Камень. Чем заинтересовал нас этот путь? – По берегам Оби много деревень и поселков. Все они впечатляют историческим дыханием. Много старых рубленых домов, на берегах Оби ждут своего сезона деревянные лодки. Поселения находятся в живописных местах и естественно было внутреннее желание погрузится в атмосферу сибирской глубинки. Одно из таких поселений – Большой Камень. Поразила удивительная природа этих мест. Зимняя дорога в лесу с частыми подъемами и спусками добавляет ощущений, вокруг высокие заснеженные хвойные деревья как в сказке. Это место в которое хочется вернуться. Дальше путь лежал: Приобье—Нягань—Ханты-Мансийск—Нефтеюганск… Время у нас было ограничено и в этих городах мы уже не посещали музеи, они требуют специальной, целенаправленной поездки.


Фото 53. Зимник.


Фото 54. В Ханты-Мансийске.

Следующая остановка с посещением краеведческого музея была в молодом городе Муравленко. В небольшом помещении качественно представлены экспозиции разной направленности. Одна комната посвящена разнообразию животного мира этих мест, привлекло внимание художественное панно, посвященное нефтедобыче в этом крае. В музее широко представлены детские работы, относящиеся к культуре коренных народов Севера. В городе построен красивый снежный городок, от которого веет теплом заботливых рук мастеров. Так, планомерно мы приехали в Пуровский район Ямало – Ненецкого округа. 

 
Фото 55. Вывеска музея в г. Муравленко.


Фото 56. Экспозиция, посвященная древнему животному миру. Слева нижняя челюсь мамонта. Музей г. Муравленко.


Фото 57. Фрагмент экспозиции животного мира. Сорока. Музей г. Муравленко.


Фото 58. Фрагмент экспозиции животного мира. Птицы. Музей г. Муравленко.


Фото 59. Одежда коренных народов Севера. Музей г. Муравленко.


Фото 60. Деревянная ненецкая лодка. Музей г. Муравленко.


Фото 61. Декоративные панно из кожи. Музей г. Муравленко.


Фото 62. Детские работы, посвященные народам Крайнего Севера. Музей г. Муравленко.


Фото 63. Фотографии первостроителей г. Муравленко.


Фото 64. Снежный городок г. Муравленко.


Фото 65. Памятник В. И. Муравленко.


Фото 66. Снежный городок. г. Губкинский.



Фото 67. Снежный городок г. Губкинский.

Наш путь продолжался, солнце скользило оранжевым цветом по макушкам деревьев хвойного леса. В пути мы не раз вспоминали построенные белые скульптуры снежных городков и красивые новогодние елки г. Муравленко и г. Губкинский.


Фото 68. В пути.
 
     Разноцветными огнями встречали нас ночью города Тарко-Сале и Новый Уренгой. Вдоль дороги плавно уходили пейзажем вышки нефтяных и газовых промыслов. Город Тарко – Сале мы проехали ночью. Его местонахождение тоже связано связано с историей: основан в 1932 году. На ненецком диалекте название Тарко-Сале означает «мыс на развилке». Когда-то на место, где стоит город приехал шаман и открыл на месте слияния двух рек стойбище.
      Следующая остановка перед приездом домой была в музее п. Пангоды, в котором нас привлек внимание фотоальбом со старыми черно-белыми фотографиями представителей коренных народов Севера, книга известного автора Лара «Шаманы и Боги».

Музей в п. Пангоды занимает всего одну комнату, но усилиями работников все-таки собран интересный материал.


Фото 69. Карта ЯНАО. п. Пангоды.


Фото 70. Экспозиция в музее п. Пангоды.
 
На следующий день мы подъезжали к г. Надым, где уже нас встречали представители управления культуры района и города. Конечной точкой автопробега стал краеведческий музей «Дом природы», в котором прошла теплая встреча с учениками, сотрудниками музея, корреспондентами телевидения. 
Мы проехали по городам и поселкам Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. В каждом поселке, городе Севера есть своя история и интересные люди. Еще раз убедились, что наш край богат историей и конечно требует более внимательного изучения. 
Таким образом, автопробег «Северный путь» замкнулся дорожным кольцом.
 
 
 


Игорь Кузнецов.
Игорь Шароватов.


 
 
Яндекс.Метрика



 

ЭКСПЕДИЦИИ|СТРОЙКА-501. Дневник экспедиции|ОСТРОВ ВАЙГАЧ. Дневник экспедиции|Неизвестный Ямал. Побережье Лукоморья|Таймырское кольцо