ЭКСПЕДИЦИИСТРОЙКА-501. Дневник экспедицииОСТРОВ ВАЙГАЧ. Дневник экспедицииНеизвестный Ямал. Побережье ЛукоморьяТаймырское кольцо
Экспедиции 2007-2013
Дневник. 40 дней экспедиции. Введение
День 1.
День 2.
День 3. Часть 1.
День 3. Часть 2.
День 4.
День 5. Часть 1.
День 5. Часть 2.
День 6.
День 7.
День 8.
День 9. Часть 1.
День 9. Часть 2.
День 10. Часть 1.
День 10. Часть 2.
День 11.
День 12.
День 13.
День 14. Часть 1.
День 14. Часть 2.
День 15.
День 16.
День 17.
День 18.
День 19.
День 20.
День 21.
Дни 22-27.
День 28.
Дни 29-30.
День 31.
День 32.
День 33.
День 34.
День 35.
День 36.
Дни 37 - 38.
День 39 - 40.
Дневник. 40 дней экспедиции. Введение
 

    Совсем недавние события в нашей стране уже ушли в историю, примером тому служит стройка №501. В середине прошлого века на строительстве железной дороги трудились десятки тысяч заключенных времен правления И.В.Сталина. Участок от г.Надым до г. Салехард, расстояние которого 350 км – это один из участков огромного проекта «Чум – Салехард – Игарка». От реки Енисей до реки Обь и далее должна была пройти магистраль, по которой осуществлялась бы транспортная доставка по северной территории СССР. В связи со смертью Сталина (1953 г.), строительство было прекращено и дорога оказалась брошенной…



    Сейчас уже сложно сказать, какая была это стройка. В музеях и печатных изданиях есть только некоторые статьи, написанные со слов очевидцев. 
     Какие были здесь условия? 
Июнь, июль, август. Лето, тучи комаров и мошек. Если хлопнуть впереди идущего человека ладонью, то из комаров получается отпечаток. 
Ноябрь, декабрь, январь – это полярная ночь и морозы. Это время, когда солнце только прокатывается над горизонтом на три-четыре часа.Морозы достигали до — 64 градусов, да и ветер в минус 30 градусов мало приятен.
Февраль, март – это метели и снежные заносы, время пронизывающих ветров. Потом наступает весна – пора наводнений…
Ко всему этому еще и резкие перепады давления круглый год. Температура может измениться от + 5 до — 25 за два часа.
     Прошло уже два года после проведения данной экспедиции, но к сожалению мы так и не опубликовали полный отчет, уж очень много произошло за 40 дней перехода… Словно отдельная жизнь прожита в экспедиции с яркими воспоминаниями самого пути, поиска лагерей  и артефактов, впечатления от яркого осеннего буйства цветов природы и многих других интересных моментов.
    Уже составлена карта по результатам нашей экспедиции и передана в музей, но периодически нас спрашивают: «Как это было?»



Итак, все по порядку с записями из полевого дневника, который вел Игорь Шароватов:

Место проведения экспедиции: Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ;
Срок проведения экспедиции: 31 августа 2009 г. — 9 октября 2009 г.
Маршрут: г. Надым  — г. Салехард.

Цель экспедиции: Осуществление пешего перехода от г.Надым до г.Салехард по пути железной дороги 501-стройки и произведение поиска объектов, связанных со стройкой №501.

Задачи экспедиции:
1. Произвести видео- и фотосъемку, найденных артефактов, лагерей, поселков вольнонаемных, депо и других объектов.
2. В ходе экспедиции по отдельному маршруту найти поселок Сарато, на берегу р.Полуй.
3. Отметить с помощью GPS найденные объекты для составления карты.



Состав экспедиционной команды «Северный путь»:


Игорь Шароватов — руководитель экспедиции, председатель регионального отделения ВОО «Русское географическое общество в Ямало-Ненецком автономном округе;


Игорь Кузнецов — координатор экспедиции и разработчик маршрутов, заместитель председателя отделения ВОО „Русское географическое общество в Ямало-Ненецком автономном округе;


Сергей Осипенко — действительный член ВОО “Русское географическое общество»;


Кристина Партум — действительный член ВОО «Русское географическое общество»;

    Актуальность этой экспедиции именно в 2009 году и не позже была предложена нам обстоятельствами. Дело в том, что начиналась масштабная стройка по проекту «Урал Промышленный — Урал Полярный» от Надыма до Салехарда. Полотно новой железной дороги должны положить по старой… Геодезическая разметка уже была в 2009 году. Сейчас полным ходом идет строительство и многих мостов, которые отмечены на навигаторе, сфотографированы и записаны на видео нами уже не существует. С каждым днем все то, что Вы увидите на фотографиях и видеосъемках уходит в историю, историю нашей страны. Останутся ли лагеря в том виде, в котором мы видели их или нет после строительства - это теперь большой вопрос.
    Какие были сложности? Вероятно каждый читатель поймет сам, читая дневники. Скажу предварительно только следующее: вся экспедиция проходила без средств связи и огнестрельного оружия, на личные средства участников и без любой спонсорской поддержки (как и весь проект до сих пор существует за личный счет).Экспедиция была зарегистрирована в МЧС по срокам 31 августа — 15 октября.
     Благодарим эксперта отделения РГО в ЯНАО Липатову Л. Ф. и сотрудников музея им. Шемановского за поддержку во всех начинаниях и теплый прием в г. Салехард участников экспедиции.


Фрагмент карты проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный».


Яндекс.Метрика


 

ЭКСПЕДИЦИИ|СТРОЙКА-501. Дневник экспедиции|ОСТРОВ ВАЙГАЧ. Дневник экспедиции|Неизвестный Ямал. Побережье Лукоморья|Таймырское кольцо